Тюменские ученые пытаются улучшить качество авиационного топлива
Улучшить качество авиационного топлива и его свойства пытаются тюменские учёные. Они анализируют топливные присадки, которые влияют на безопасность полётов.
Чтобы вывести лучшую формулу, наши исследователи работают с московскими коллегами. Эти образцы учёным прислали из Москвы. В пробирках - разноцветная маслянистая жидкость. Так выглядят присадки для авиационных двигателей.
Семён Чикунов, младший научный сотрудник лаборатории теории оптимизации химических процессов ТюмГУ: "Это образцы присадок, которые добавляются в дизельное топливо, чтобы улучшить его свойства. Антифрикционные, чтобы оно не застывало при низкой температуре. И чтобы оно могло работать в условиях Крайнего Севера. Чтобы компоненты двигателя в деталях при трении меньше изнашивались и меньше загрязнялись продуктами сгорания".
Полвека назад такие присадки изготавливали в Советском Союзе. Но в 90-е заводы закрыли, технологии устарели. И препараты стали покупать за границей. До тех пор, пока на них не наложили санкции.
Максим Григорьев, младший научный сотрудник лаборатории оптимизации химических процессов ТюмГУ: "Встала острая необходимость возобновить их производства. Соответственно, мы совместно с 25-м институтом сейчас разрабатываем и анализируем эти присадки. Конечно, это груз ответственности".
В московском институте сейчас химичат вовсю. Образцы присылают в Тюмень. Здесь ученые ТюмГУ их анализируют. Вот на такой умной машине. Это - спектрометр ядерного резонанса. Пока единственный в России. Он поможет учёным определить, какие присадки будут работать лучше.
"Он нам показывает, какие атомы водорода, какие протоны содержатся в данном случае в этой смеси веществ", - говорит Семен Чикунов.
Андрей Елышев, руководитель стратегического проекта "Природовдохновлённый инжиниринг" ТюмГУ: "Мы сейчас обладаем более мощным приборным ресурсом, чем 50 лет назад. Мы докрутили это, получили, тестируем. Скажем так, эволюционируем в части разработок топливных присадок".
В этой маленькой лаборатории грядут большие открытия. На эксперименты у учёных есть примерно полгода. После - присадки начнут использовать в авиации.